Вы отдали ребенка в детский сад, и он начал болеть. И это не просто акклиматизация к новым условиям и коллективу. Дома, в выходные все в порядке, а как только в понедельник идти в детский сад, появляются сопли, кашель, поднимается температура. Почему так происходит и что делать? Попробуем разобраться вместе.
Причин, по которым ребенок вдруг заболевает, может быть несколько. Для начала нужно исключить возможность того, что ребенок действительно может часто болеть без психосоматических причин. Иногда родителям начинает казаться, что ребенок болеет постоянно, особенно если это происходит каждые месяц-два. Помимо визитов к педиатру, маме необходимо снять внутреннее напряжение, принять данную особенность организма своего ребенка. Если же врачи исключают физиологическую составляющую и дело не просто в слабом иммунитете, то нужно искать другие причины.
Ребенку еще рано идти в сад.
Возможно, малыш совсем немного не дорос, и уже через 3-6 месяцев сможет пойти в сад более спокойно. Сделайте паузу.
Малышу в саду плохо.
Ребенку может быть некомфортно как физически, так и психологически. Может быть его обижают сверстники, а вы не вмешиваетесь, потому что считаете, что ребенок должен пройти определенную «школу жизни», должен научиться постоять за себя, дать сдачи? Или над ребенком смеются, а воспитатель не спешит утешить плачущего малыша? Вариантов может быть множество, но главное — если вашему ребенку в саду на самом деле плохо, серьезно подумайте о том, чтобы сменить группу или садик. Ничто не может стоить больше, чем детское психологическое благополучие, комфорт и безопасность.
Ребенку не нравится детский сад или воспитатель.
Этот момент очень важно учитывать. Например, вам не нравиться воспитатель, вы думаете, что она слишком строгая, требовательная, суровая и т.д. Но тут же добавляете: «Ну, ничего, пусть привыкает, зато приучат к дисциплине». Если вы сами внутренне содрогаетесь при виде воспитателя, почему ребенок должен идти к ней с радостью? Не забывайте, что ребенок дошкольного возраста — это не призывник, которого отправляют в армию. В саду важна не дисциплина, как таковая, а возможность комфортного и спокойного пребывания в дошкольном учреждении. Не стоит также перекладывать на воспитателей ответственность за формирование у ребенка тех или иных черт характера вашего ребенка. И, в любом случае, надо подбирать группу с таким воспитателем, с кем вы сами чувствуете себя спокойно и легко.
Малыш боится сада.
Вспомните, как часто вы, пытаясь привит ребенку разумное, доброе, вечное, пугали его: «Ты жадный и с тобой в саду никто дружить не будет. Если ты игрушки не убираешь / в туалет не просишься / сам не ешь, как ты в сад пойдешь?». Для ребенка все это создает реальное ощущение угрозы и опасности детского сада. Как вы думаете, ему сильно захочется туда идти? Садом нельзя запугивать, но не стоит бросать и в другую крайность — приукрашать действительность. В саду будет по-всякому, а учиться самому есть и прибираться нужно просто потому, что это нужно, а не потому, что из-за этого может быть плохо.
Вы угрожали ребенку.
Когда малыш слышит, что если будет вести себя плохо, то мама за ним в сад не придет, он в это верит. Можете считать, что вы сами значительно усложнили процесс адаптации к саду в несколько раз. Ни один ребенок не захочет идти туда, откуда мама его не заберет. Если вы такое говорили, ситуацию можно исправить. Скажите: «Малыш, я сказала, что не заберу тебя. Мне жаль, потому что это не правда. Представляю, как ты испугался. Я была сильно огорчена (устала, разозлилась и др.). Я хочу, чтобы ты знал, что я всегда тебя заберу».
Вы неправильно прощаетесь.
Правильно прощаться — значит понимать самой, что если, переступив порог садика, ребенок перестает плакать, то право на слезы в момент прощания с вами у него есть. Не нужно в этот момент упрекать ребенка. Можно приучить к определенному ритуалу прощания: завести из раздевалки в группу, держа за руку; поцеловать; послать воздушный поцелуй; помахать рукой через окно и т.д. Все эти, казалось бы, мелочи, очень важны для ребенка. Они помогают ему осознать, что в его чувствах и переживаниях он не один, и вы готовы помочь ему с ними справляться. Если у ребенка такого чувства нет, он будет стремиться избежать похода в сад любыми способами.
Малышу вас не хватает.
Вы проводите с ребенком много времени, но чем оно наполнено? Как много вы гуляете с ребенком только вдвоем, без телефонов и смартфонов? Для малыша важны моменты, когда мама принадлежит только ему.
Ребенку выгодно болеть.
Дети используют все возможные способы воздействия с родителями, которые могут принести нужный для них результат. Наверняка, когда ребенок заболевает, вы уделяете ему больше внимания, разрешаете больше конфет и мультфильмов. Ребенок неосознанно может стремиться болеть чаще, чтобы получить больше вашего внимания и заботы.
Ребенок проверяет вас на прочность.
Если вы сами недостаточно уверены, нужен ли ребенку детский сад, и несколько раз подряд поддаетесь на уговоры не вести в сад, то ребенок понимает «если очень сильно попросить, то в садик не поведут». Если же просьба не сработает, можно и «заболеть». Ребенок должен чувствовать вашу уверенность в том, что в сад ходить нужно.
Малыш бережет вас.
Может быть вы сами настолько боитесь детского сада, что ребенок предпочитает в него не ходить из-за ваших страхов? Старайтесь доверять своему малышу! Если ваша тревога настолько велика, что не дает спать даже ночью, то лучше обратиться за помощью к специалисту. Он поможет и научит, как справляться с волнением, не нагружая при этом детскую психику.
Берегите себя и своих детей! Если статья была вам полезна — ставьте лайк. Подписывайтесь на канал «Азбука здоровья» — впереди еще много интересного и полезного.
Мне кажется, в период адаптации в саду, все дети болеют. И наша задача, помочь ребенку в этот период. Первое это конечно больше времени проводить с малышом вне сада, второе укреплять иммунитет. Я с трех лет дочке витамишки иммуно плюс даю, на основе сока облепихи, но ее вкус очень удачно замаскирован, сами пастилки со вкусом винограда, персика, лимона и апельсина, еще и разных цветов. Ребенок выбирает какого сегодня съесть мишку, это своего рода и мотивация.